В рамках патриотического клуба «Искры времени» в преддверии 4-го декабря 2022 г., когда на Кубани и на Тереке, Волге и Урале, празднуется особый, чинный и благородный День Введения во храм Пресвятой Богородицы, он же – День матери – казачки в ЦГДБ имени В.И. Ленина члены клуба и приглашенные гости – учащиеся 3-А класса школы № 60, 3-В класса школы № 67 и 6-Г класса школы № 112 чествовали своих мам и бабушек (среди родительниц была бабушка-казачка из исчезнувшей станицы Гниловской) Лирической страничкой «Слова благодарности матери – казачке».
Казачий романс «Мама» в исполнении Разумова Ивана встретил гостей и настроил на лирический лад. А какие торжественные девочки в народных костюмах сидели в разных концах зала в ожидании своих выступлений – яркие как осенние цветы! И мамы с бабушками – торжественные и почтенные.
Более 200 лет День матери-казачки отмечается по всей стране в тех краях и областях, где проживают казаки. И донская земля в этом не исключение.
После песни «А у нас на Дону» учащихся 3-А класса школы № 60 плавно пошел рассказ ведущего библиотекаря об истоках праздника да о том, как праздновали его до революции 1917 года. На семейных балах (в помещении гимназии или в клубе), куда приходила молодежь в сопровождении родителей или старших родственников, с обязательным концертом, с постным буфетом, с благотворительным базаром — происходили негласные смотрины. Здесь молодые девушки демонстрировали свои рукоделия, кулинарные изыски и всё прочее, что каждой казачке надлежало уметь делать.
Здесь выбирали невест. Многое должны были уметь делать будущие казачки: и дом вести, и хозяйство держать, и детей растить! А казачки вырастали из девочек, которые в родительском доме — ровное постоянное душевное тепло, ласка и доброта. И тут выбежала Доценко Надежда из 3-А класса и станцевала такой зажигательный танец маленькой казачки «Варенька», что все забыли о чинности и дружно аплодировали.
Так и шло историческое повествование, чередуясь со стихотворением «Заветы старины в семье казачьей…», с песней «Казачка вольная» и «Милая мама». Пока не пришло время игры между мамами и детьми под названием «Любовь наша – в словах»: один игрок (дочь или сын) произносит ласкательные существительные, а второй игрок (мама) – ласкательные прилагательные.
Дальше, получая этнографическую информацию о казачках и слушая песни «Бабушка», «Письмо матери», поучаствовали мамы в следующей игре — «Моя мама краше всех»: дочерям надо было украсить волосы мамы с помощью лент, закрепленных на ободках, заплести косички, завязать бантики.
Тяжелый труд казачек оправдывали дети. Они же спасали от тоски и от распада семьи.
Поэтому детей вымаливали у Бога, «делали, растили и учили». Создание детей — вот главная мирская задача семьи, ей было подчинено все. С мыслью о детях воспитывалась женщина, с мыслью о детях казак шел на смертный бой, горячо трудился в мирное время.
Как благодарность за беззаветную любовь мам и бабушек прозвучала песня «Пуховый платок». Учащиеся преподнесли присутствующим мамам и бабушкам рукодельные подарки.
Мама – главный человек в нашей жизни с самого рождения, когда мы полностью зависим от нее, и до самого конца, когда полностью осознаем, что нет человека роднее и надежнее!
Но… есть еще главнее – наша Родина! В народе говорят:
Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
Родных нет, а по родимой стороне сердце ноет.
Нет ничего дороже родной Земли.
Россия – наша матушка!
Об этом надо всегда помнить: на какой земле ты рожден, чьим хлебом выкормлен, кому своею жизнью обязан!
В заключении Лирической странички прозвучала песня «Матушка Россия» в исполнении Марии Видяпиной