«Классические произведения «Эдвард руки-ножницы» и «День сурка» — это не просто фильмы о любви. Это такие шедевры, которые помогают нам по-иному взглянуть на себя. В этих фильмах не говорится о Христе, но в них Он незримо присутствует…
23 января состоялось выездное заседание литературного киноклуба «ОАЗИС451», на котором мы смогли взглянуть на данные фильмы под христианским углом и в очередной раз вспомнить, что же такое эгоизм, эгоцентризм, цинизм, любовь, милосердие, семья, внешний и внутренний человек. А помог нам во всем этом разобраться святитель Феофан Затворник, чья память совершается в этот день.
Четверговая беседа помогла увидеть как на практике выглядит учение о трех сторонах жизни человеческой святителя Феофана. За основу мы взяли труд святителя «Что есть жизнь духовная и как на нее настроиться?»
Фил Коннорс (главный герой «Дня сурка») – пример внешнего человека, который вел преимущественно плотский образ жизни. Нам удалось проследить весь цикл перехода от жизни внешнего человека в «логике времени» к внутреннему, в «логике вечности». Оказывается, согласно первоначальному замыслу, главный герой становится на путь исправления (преображения, метаморфозы) только через 10000 лет бесконечного повторения одного и того же дня.
Теперь представьте себе насколько человек должен быть предельно осторожен, чтобы выбрать верный путь в реальной жизни…Жизнь одна! И ее продолжительность явно уступает сроку жизни киногероя…
Что касается героя второго произведения, – это чистый непорочный мальчик Эдвард, он абсолютная противоположность Фила. На его примере мы видим незапятнанного, кристально чистого человека (существо), которого пытается развратить и поглотить греховный круговорот обыденной повседневности…
Он в итоге оступается, но этот промах является следствием зла окружавшего его развращенного общества…Так что, по сути, Эдвард и не виновен. Это, конечно, спорный момент.
Здесь уместно будет вспомнить слова псалмопевца Давида: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых» (Пс 1:1)…
Более подробно разобрать различные феномены повседневного бытия человека помогли нам также труды архимандрита Андрея Конаноса «Не бойся радоваться», епископа Варнавы Беляева «Основы искусства святости», библеиста Андрея Десницкого «Настоящее христианство», преподобного Иустина Попович «Философские пропасти», преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения», Сергея Левицкого «Трагедия свободы» и митрополита Саратовского и Вольского Лонгина «Человек не может жить без Бога».