Как помочь ребёнку освоить навык чтения?

Ребёнок, который идёт в первый класс, но ещё не умеет читать, испытывает дискомфорт в кругу читающих сверстников, оттого, что ему приходится овладевать навыком чтения в короткие сроки, чтобы не отстать от одноклассников. Имеющий невысокую скорость чтения ребёнок, читая длинное предложение или текст, может забыть начало, пока дойдёт до конца. Поэтому развивать скорость чтения очень важно.


1. Читайте вывески

Попросите ребёнка помочь найти вам нужный адрес. Скажите ему, куда вы идёте, какая нужна улица, какой магазин рядом. Сделайте это ненавязчиво, пусть он воспримет это как просьбу о помощи, выполнить которую он согласится с радостью.

Чтобы развивать скорость чтения можно предложить посоревноваться. Читайте вывески наперегонки, кто прочтёт больше плакатов, рекламных растяжек и т.д.

2. Играйте со словами

Существует много интересных игр со словами: «Эрудит», Поле чудес», «Балда». Решайте ребусы, анаграммы. Играйте в настольные игры со сложными правилами, чтобы иногда появлялась необходимость сверяться с текстом или читать инструкции.

3. Инсценируйте сказки

Создавайте свой домашний театр. Пусть дети читают свои слова, запоминают их, потом проигрывают по ролям. Можно устроить кукольный театр, тогда дети могут озвучивать персонажей даже читая текст с листа.

4. Пишите свои книги

Придумайте с ребёнком сказку. Смастерите самодельную книжку из тетради, альбомных листов, из чего угодно. Украсьте её вместе с ребёнком. Распечатайте или запишите в неё текст сказки, добавьте иллюстраций, обязательно напишите на обложке, кто автор. Доверьтесь вашей фантазии и фантазии вашего ребёнка. В процессе изготовления рассказывайте ему, что все книги создаются таким способом. А когда ваша книжка будет готова, предложите ребёнку прочитать её вслух кому-нибудь из родственников.

5. Обсуждайте книги

После прочтения предложите ребёнку обсудить книжку. Не просите пересказать, а разговаривайте о главных героях, об их характерах, поступках. Спрашивайте, какой эпизод понравился больше всего, какой меньше, почему. Предлагайте ребенку придумать другой конец сказки. Спрашивайте, напоминают ли персонажи сказки кого-нибудь из друзей или родственников, сталкивался ли ребёнок с такими ситуациями, которые описаны в книге.

Рассказывайте о том, какие у вас были любимые книжки в детстве, какие впечатления у вас были в тот момент. Предлагайте прочитать эти книжки вместе. Заинтересовывайте ребёнка.

6. Читайте сами

В читающей семье ребёнок видит, что чтение — это норма жизни. Видя, что родители отдыхают, развлекаются, что-то изучают с помощью книги, он обязательно возьмёт с них пример.

Увлекательного вам чтения!