Вредные советы, или как НЕ стоит приучать к чтению (Часть 1)

Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок был лучшим. Во всём. Для всех. Всегда. Чтобы, беседуя с другими мамочками и папочками в песочнице, говорить: «А мой уже «Р» выговаривает», «А наш плавать научился в 4 года», «А моя уже читать умеет».

Но что делать, если хочется похвастаться навыком чтения, а пока не получается? Ну не хочет ребёнок сам книжки читать! Стыдно же перед родителями Маши/ Саши/ Тани/ Коли. Как быть? Для начала, дорогие родители, уймите своё тщеславие. Ребёнок — это не инструмент для подтверждения вашего эго. Он — отдельный человек со своими желаниями, мечтами и идеалами. Не нужно «душить» его чтением, иначе вы рискуете вырастить закомплексованного человека. Помните, всему своё время. Ребёнок обязательно полюбит чтение, если подводить его к этому процессу грамотно. А пока обсудим методы, которые НЕ стоит использовать для того, чтобы привить ребёнку любовь к книге.

1. Заставить читать, или «Читай сейчас же, я сказала!». Совершенно бесполезный метод, который не вызывает ничего, кроме сопротивления. Формула проста: чем сильнее заставлять — тем больше сопротивление. Так ребёнок точно не полюбит читать, если вообще не станет смотреть на книгу, как на предателя, который то и дело ссорит его с родителями.

Кроме того, существуют и другие риски. Что делает ребёнок, когда его заставляют сделать что-то, чего он не хочет? Правильно, хнычет, плачет, иногда спорит. Это всё капризы — скажете вы. Может, и капризы, но в большинстве подобных случаев причины иные. Ребёнок чувствует своё бессилие против воли родителей. Он ощущает, что защитить ему некому, а книга начинает казаться ещё большим монстром. Любая диктатура — стрессовая ситуация для ребёнка. Возможно, он поймёт, что проще почитать, чтобы не злить родителей, но пользы от такого чтения ноль. К тому же этот метод провоцирует возникновение страхов у ребёнка, неуверенности в себе и различные когнитивные нарушения.

2. Сделка, или «Ты почитаешь, а я тебе конфетку/ куклу/ поход в парк». Выглядит это гораздо безобиднее предыдущего метода. Но, как вы понимаете, в список вредных советов он попал не случайно. Да, так с ребёнком проще договориться. Казалось бы, двойная выгода — он и книжку почитает, и награду получит. Но не стоит путать поощрение со сделкой. О поощрении заранее не договариваются. Оно делается по факту, когда работа сделана уж очень хорошо. А вот сделка заключается перед выполнением работы.

«Ну и что? — скажете вы, — Разве плохо, что у ребёнка есть стимул?»

Стимул — это прекрасно. Но стимул не должен быть материальным. Конфетка может оказаться невкусной, кукла некрасивой, а поход в парк может показаться ребёнку коротким. И тогда ребёнок, припоминая неудачный результат сделки, может не согласиться на следующую и в другой раз отказаться от чтения. Кроме того, заключая такой договор, ребёнок читает, думая, что это надо родителям, а сам даже не увлекается этим процессом, поскольку, читая, он мечтает о том, что получит взамен.

Этот способ представляет собой пример простой манипуляции. Если часто к нему прибегать, ребёнок тоже научится манипулировать, и тогда вы рискуете вырастить из просто нечитающего ребёнка манипулятора.