Вредные советы, или как НЕ стоит приучать к чтению (Часть 2)

Итак, продолжим обсуждение того, как не нужно себя вести, знакомя ребёнка с книгой.

3. Шантаж, или «Если ты не прочитаешь эту главу, я на тебя обижусь/ не куплю тебе мороженное/ Маша не будет с тобой дружить». Метод похож на предыдущий, но уже в самой формулировке несёт в себе негативное послание. Что мы получаем в итоге? В расстроенных чувствах со слезами на глазах ребёнок читает эту несчастную главу на три страницы. Он мало что понимает в прочитанном, но делает он это не для себя, а ради другого — чтобы мама не обиделась, чтобы Маша дружила. Ребёнок жертвует своими интересами ради комфорта другого. Ведь он искренне верит в эту угрозу и боится, что она будет приведена в исполнение. Он снова испытывает стресс.

Кроме того, злоупотребление этим методом может привести к более серьёзным проблемам. Стараясь быть удобным для других, человек перестаёт ценить свои способности и обращать внимание на свои потребности. Он верит в то, что с ним общаются лишь потому что он выполняет определённые действия. А если его не любят, то он сам в этом виноват, и всё исправить можно лишь выполнив условия другой стороны. На этой почве формируется зависимость, неуверенность в себе, потеря индивидуальности, конформизм, чувство вины, внушаемость. В итоге появляется прекрасная жертва для манипулятора.

4. Наказание книгой, или «Ты плохо себя ведёшь, поэтому не будешь сегодня играть, ты будешь книжку читать!». Снова книга воспринимается ребёнком как злодей, который мешает ему заниматься любимыми делами. Книга наказанием быть не должна!

5. Сравнение, или «Вот Маша уже прочитала эту книгу, а ты ещё нет». Если и приводить пример, то без сравнения с вашим ребёнком. Просто так, пусть ребёнок примет к сведенью. Может, он и сам захочет почитать, чтобы было что обсудить с Машей на перемене.

Когда ребёнка постоянно сравнивают с кем-либо, может появиться несколько исходов этой ситуации.

— Ребёнок действительно прочитает эту книгу, ориентируясь на Машу, но и потом он снова станет всё повторять за Машей, подсознательно понимая: «Она нравится моим родителям, а чтобы и меня любили, я должен делать также,  как она». К чему это может привести в будущем? Снова потеря индивидуальности, чувство неполноценности, неуверенности в себе, зависть.

— Ребёнок начинает злиться на идеальность Маши и отслеживать все её промахи, тайно злорадствуя. Чтобы доказать родителям и себе, что Маша ничуть не лучше, он копит компромат и в ответ на приведение родителями примера дерзко отвечает: «Ну и что? Зато она зубы не чистит!». А что потом? Заниженная самооценка,  мстительность, ревность, агрессивность.

Как видите, за кажущейся безобидностью фраз скрываются серьёзные последствия. Важно понимать, что ребёнок воспринимает слова взрослого по-своему. Для него каждое слово имеет значение, даже если вы  вставили его в свою речь просто так. Ребёнок наивен и всё воспринимает всерьёз. Каждый из приведённых выше методов вызывает негативную реакцию. А все неотреагированные отрицательные эмоции накапливаются. Самое страшное, что может произойти в дальнейшем — развитие психосоматических заболеваний.