Взаимодействие с ребёнком в зависимости от типа его темперамента

Уважаемые читатели!

Нередко от родителей можно услышать вопросы о том, нормально ли поведение их ребёнка и что делать, чтобы его исправить.

«Он не может долго сидеть над одним заданием, постоянно отвлекается, очень активный»

«Она мало общается с детьми. Даже на детской площадке чаще играет сама»

«Он остро реагирует на любое событие – может расплакаться из-за пустяка или, наоборот, очень радоваться»

И так далее…

Конечно, причин может быть много. Но одна из них кроется в особенностях нервной системы ребёнка, иными словами в его темпераменте.

Итак, ни для кого не секрет, что всё человечество условно можно разделить на четыре группы в зависимости от типа темперамента – сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Что это такое и как с этим быть?

Темперамент – это определённый тип нервной системы, который является индивидуальной особенностью психики ребёнка. Он даётся человеку от рождения. Его невозможно выработать, воспитать в себе, исправить. Максимум что можно сделать – замаскировать некоторые черты, несколько усилив или ослабив их проявления, но это под силу только взрослому. Ребёнок же демонстрирует нам чистое проявление своего темперамента.

Темперамент всегда имеет три главных свойства – силу, уравновешенность и подвижность нервной системы.

Различное сочетание данных свойств формирует четыре основных типа темперамента. Каждый тип имеет свои особенности, черты, которые определяются степенью развития вышеназванных свойств. Зная их, вы сумеете помочь своему ребёнку справиться с различными трудностями, которые могут возникнуть где угодно – от детской площадки до будущей взрослой жизни.

Ребёнок-сангвиник

Сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы

Особенности: жизнелюбие и вера в себя и свои силы.

Этот ребёнок быстро адаптируется к новым условиям, легко включается в любую деятельность. Ему всё интересно, всегда хочется узнавать что-то новое.

Эмоциональное состояние не вызывает переживаний со стороны взрослых. Он жизнерадостен, оптимистичен, в меру активен, не завидует успехам других детей и недолго расстраивается из-за своих неудач.

Такие дети легко воспринимают новую информацию. Они проявляют усидчивость, внимательность, наблюдательность. Поэтому им нетрудно высидеть на уроках или каких-либо других занятиях. У сангвиников развито чувство долга и ответственности. Они не выделяют отдельные предметы в качестве любимых, им интересны все, что позволяет им учиться ровно. В коллективе, как правило, являются лидерами. При этом к ним тянутся не только дети, но и педагоги. С сангвиниками легко общаться. Как правило, с ними обычно мало хлопот.

Рекомендации родителям

  • Ставьте для ребёнка новые  интересные задачи, требующие сосредоточенности и напряжения.
  • Постоянно включайте его в активную деятельность.
  • Необходимо направлять их бурную энергию в нужное русло, заинтересовывать делами, игрой.
  • Важно вовремя заметить талант ребёнка и развивать его.
  • Такого ребёнка всегда есть за что хвалить. Систематически поощряйте его усилия. Но следует помнить, что похвала должна быть в меру, поскольку такие дети чаще остальных страдают «звёздной болезнью».
  • Таким детям нужны новые проекты. Они готовы работать на пределе возможностей. Для них важен результат. Но помните, монотонная работа не для них.
  • Однако, детей-сангвиников «в чистом виде» бывает мало.

Ребёнок-холерик

Сильный, неуравновешенный, легковозбудимый тип нервной системы

Особенности: подвижность, нетерпеливость, желание всюду успеть, эмоциональность, вспыльчивость и восприимчивость.

Холерик не может долго сидеть на одном месте. Поэтому он вертится. Если его что-то удивило, ему сразу же хочется это обсудить с кем-нибудь, независимо от того, где он находится, и что происходит вокруг.  Быстро загорается одной идеей, не обращая внимания на остальное. Однако редко доводит дело до конца, так как постоянно у него появляются новые идеи, которые кажутся ему более интересными.

Проказы и проделки происходят не со злым умыслом, а с интересом «А что будет, если…?».

Холерикам часто не хватает терпения, поэтому свою правоту они готовы доказывать кулаками, получая звание драчунов и задир. Часто ведут себя резко, находится в вечно конфликте как с окружающими, так и с собой. Им трудно ждать, тихо говорить. При всём этом процесс адаптации в новом коллективе проходит достаточно легко, холерик почти сразу зарабатывает авторитет среди сверстников. Но дисциплина ему даётся с трудом по причине его неусидчивости. Черты холерического темперамента присущи многим детям.

Рекомендации родителям

  • Холерику необходима частая смена деятельности. После занятий ребёнку нужно дать время на отдых. Пусть он сбросит накопившееся напряжение, поиграет в подвижные игры.
  • Дайте ему возможность выговориться и рассказать все свои впечатления, которые он уже успел получить.
  • Выполнение заданий (например, домашней работы) лучше разделить на несколько этапов с пятиминутными перерывами.
  • Контролируйте деятельность как можно чаще.
  • Не допускайте резкости, несдержанности по отношению к ребёнку, поскольку это может вызвать отрицательную ответную реакцию.
  • Делать выговоры и читать нотации за слишком шумное поведение холериков не стоит. Даже если ребёнок и попытается вести себя более сдержанно, его активность всё равно рано или поздно выльется наружу в виде раздражительности, плаксивости, участившихся перепадов настроения. При этом качество выполнения заданий не улучшится.
  • Поступки оценивайте требовательно и справедливо. Отрицательные оценки возможны в спокойной и сдержанной форме. Именно сочетание требовательности и справедливой оценки мотивируют холерика к учебной деятельности. Горящие сроки способствуют активному включению в неё.

Ребёнок-меланхолик

Слабый, неуравновешенный, инертный тип нервной системы

Особенности: необыкновенная чувствительность, застенчивость, нерешительность, обидчивость, акцент на своих неудачах.

Такой ребёнок очень раним, часто закрыт от общения. Он болезненно реагирует на повышенный голос и критику. Если однажды он потерпел неудачу в какой-либо деятельности (даже если не один он не справился), он больше не захочет браться за эту работу, будучи уверенным в том, что это у него никогда не получится. Даже если его удаётся уговорить, он будет работать медленно и всё равно опасаться неудачи.

Боится конфликтов, поэтому всячески их избегает – ему проще игнорировать обидчика, нежели вступать с ним в спор. Больше, чем дети других типов, подвержен навязчивым страхам. Долго переживает потрясения, держит их в себе, с трудом делится своими переживаниями с окружающими. Стремится угодить взрослым, послушный.

Для меланхолика очень важна привычная обстановка. Адаптируется он дольше, чем другие дети. Зато в привычной обстановке и доброжелательно настроенном обществе будет радовать успехами.

Рекомендации для родителей

  • Грубость, резкость, повышенный тон, ирония недопустимы!
  • О поступках говорите наедине.
  • Дети-меланхолики быстро устают, даже в игре. Поэтому очень важно давать им время на отдых. Торопить его не стоит – быстрее работать он не станет, а только разнервничается.
  • Будьте мягки и доброжелательны.
  • Вовремя хвалите за успехи, решительность, волю.
  • Поскольку все неудачи воспринимаются им как трагедия, важно оказывать ему поддержку и создавать ситуацию успеха.  Это поможет повысить самооценку и окажет положительное влияние на деятельность.

Ребёнок-флегматик

Сильный, уравновешенный, инертный тип

Особенности: неторопливость, благоразумие, солидность, хладнокровность.

Очень миролюбивые дети. Стараются избегать ссор и конфликтов. Часто выступают в качестве миротворцев. Легко идут на уступи. Если их миролюбивая попытка была отвергнута, они не станут настаивать и терпеливо подождут, когда ситуация изменится.

Чувства флегматиков спрятаны очень глубоко, и они не стремятся демонстрировать их окружающим. Может казаться, что такого ребёнка невозможно заставить волноваться. Сложные эмоции ему сложно проявлять. Конечно, он, как и все дети, обрадуется покупке новой игрушки и расстроится из-за отмены похода в кино, но показывать свои чувства не станет. Иногда их речи, мимике и жестам не хватает выразительности. Говорят они неторопливо, но очень по-взрослому весомо.

Дети-флегматики плохо переносят перемены и относятся к ним очень осторожно, поэтому адаптация длится у них несколько дольше, чем у других детей. При этом они очень медлительны в любом виде деятельности и часто не поспевают за более активными сверстниками. Несмотря на это они часто оказываются очень способными и ответственными детьми.

Главная действующая сила этих детей – интерес. Но они способны заниматься рутинной деятельностью, потому что она не требует изменения поведения.

Рекомендации для родителей

  • Не торопите флегматика. Он не может работать быстро, зато выполняет задания очень обстоятельно. Если ругать его за медлительность, это приведёт к обидам и противоборству. Лучше обучите его рациональному использованию времени.
  • Он хорошо запоминает информацию и легко извлекает её из памяти. В школе ему легче даются письменные ответы, чем устные.
  • Вовлекайте его в активную деятельность.
  • Уделяйте внимание непосредственно ему.
  • Не пытайтесь быстро переключить его с одной задачи на другую.
  • Хвалите за прилежность.

В данной памятке были описаны чистые типы темперамента. Однако такое встречается крайне редко. Чаще всего у человека преобладают черты одного типа и проявляются какие-нибудь черты другого типа. Это также следует иметь в виду. У ребёнка проще определить тип темперамента, чем у взрослого, поскольку он ещё не умеет его маскировать.

Успехов!