28 декабря 1995г в парижском кафе «Гран кафе», что находился на бульваре Капуцинок, собрались дамы и джентльмены. Перед ними было повешено белое полотно. В кафе приглушили свет и все замерли в ожидании чуда. Тут с белого полотна на людей стал надвигаться поезд. Люди в ужасе соскочили со своих мест и разбежались. Так состоялся первый в мире публичный кинопоказ.
Публике был представлен фильм братьев Люмьер, создавших первый съемочно-проекционный аппарат «Синематограф». Назывался он «Прибытие поезда»
Первые фильмы были немые, диалоги персонажей передавались в интертирах. Сюжеты были короткие, довольно банальные, чаще комичные. Кино считали аттракционом для увеселения публики. Но его история только начиналась, его ждало великое бедующее.
В мае 1986г «Поезд» Люмьеров прибывает в Россию. И в этом же году во время коронации Николая II прошла первая в нашей стране документальная съемка. Правда, на тот момент операторам выступил француз Камилл Серф.
После этих событий в Росси появились свои операторы. Сначала они вели только документальные зарисовки. Лишь в 1908 году режиссер и предприниматель Александр Дранков поставил первый русский фильм с актерами под названием «Понизовая вольница» («Степан Разин»)
А уже в 1913 год в России было снято 129 картин за год. Снимали и мелодрамы, и детективы, и военно-приключенческие боевики, и экранизации русской классики.
Это была серебряная эпоха русского кино. Тогда зажглись настоящие суперзвезды экрана – Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов и др.
27 августа 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинодела. Этот день стал днем российского кино впоследствии.
Но война и революция остановили эту замечательную эпоху. После этих событий Россия изменилась. Изменилось и кино. И уже советские режиссеры в 20е годы начинают экспериментировать. Так рождается шедевр не только отечественного, но и мирового кино- фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». В любой киношколе мира изучают данную киноленту, ведь в ней впервые появились такие приемы монтажа и режиссуры, которые стали основными. И это несмотря на то, что он являлся пропагандой октябрьской революции и коммунизма.
(Интересный факт. С. Эйзенштейн вручную покрасил один из кадров своего фильма. В эпоху черно-белого кино красный флаг, развевающейся на ветру, поражал всех)
В 20е-30е году постепенно усиливается цезура во всех сферах искусства СССР. Это касалось и кино. Популярными становятся так называемые кино-агитки. Их главной целью было прославление революции.
В Америке, тем временем, выходит фильм «Певец Джаза». Во время сеанса неожиданно для зрителей главный герой с экрана произнес: «Мама я люблю тебя». Так, прежде немое кино, издало первый звук.
В СССР в 1930 мастер неигрового кино Дзига Вертов снимает первый документальный звуковой фильм «Симфония Донбасса». А в художественном кино первым становится «Путевка в жизнь».
Поначалу звук дается тяжело в техническом и художественном плане. Но вскоре на экран выходят первые музыкальные комедии Григория Александрова «Волга- волга» и «Веселые ребята», где герои не только говорят, но и поют.
Кстати, в картинах этого режиссера снималась известная актриса Любовь Орлова, которая была его женой.
Но нашу страну настигает новое испытание- Великая отечественная война. Конечно, кино снимать в такое время было сложно, да и некогда. Но его снимали. Снимали, чтобы поднять патриотический дух солдат и гражданских. Выходили картины об исторических победах Росси, о текущих, и об еще не свершившихся.
После войны наступает самая продуктивная эпоха «оттепели», когда советская цензура ослабла во всех сферах искусства. Конечно, основной темой в кино еще остается война. И, пожалуй, все мы знаем, любим и ценим советские фильмы о ВОВ. Это наша память на века о тех страшных событиях. Наиболее заметной фигурой тех лет, бесспорно, стал Григорий Чухрай («Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо»).
А фильм «Летят журавли» был оценен не только у нас, но и за рубежом. Это подлинный шедевр режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского, который заслуженно завоевал «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.
Другой известный режиссер Сергей Бондарчук снимает целую киноэпопею «Вона и мир. Экранизировав, великого классика, он получил 1969г премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Сам Бондарчук сыграл роль Пьера Безухова.
Михаил Ромм снимает документальную ленту о зарождение нацистского режима в Германии. Он сам пишет закадровый текст и сам его озвучивает. Режиссёр не просто дает историческую справку о событиях, он тонко высмеивает Гитлера его окружения.
В оттепель проявляют себя такие нестандартные режиссёры, как Андрей Тарковский, сын известного поэта
Эта эпоха так же подарила зрителям удовольствие настоящего развлечения в комедиях Леонида Гайдая («Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»), Эльдара Рязанова («Берегись автомобиля!») и Георгия Данелия («Я шагаю по Москве»).
Пожалуй, это были самые добрые и веселые киноленты. Затем наступает эпоха «киноперестройки». Кино становится более свободным и суровым. Яркий представитель- фильм «Иди и смотри»(16+). Его можно назвать одним из самых страшных и натуралистичных фильмом о войне.
В 90е годы кино как искусство начинает страдать. Снимаю много, быстро, недорого и о преступниках.
Тут стоит выделить всеми известного «Брата» с Сергеем Бодровым. В те годы почти каждый мальчишка был влюблен в этот фильм.
Таким образом, начав свое развитие еще в конце 19 века, российский кинематограф, подарил нам целую сокровищницу замечательных картин. Советуем вам в эту сокровищницу заглядывать чаще, и вы обязательно найдете для себя что-нибудь интересное и полезное.