С Днем рождения, русское кино!

28 декабря 1995г в парижском кафе «Гран кафе», что находился на бульваре Капуцинок, собрались дамы и джентльмены. Перед ними было повешено белое полотно.  В кафе приглушили свет и все замерли в ожидании чуда. Тут с белого полотна на людей стал надвигаться поезд. Люди в ужасе  соскочили со своих мест и разбежались.  Так состоялся первый в мире публичный кинопоказ.

(Отрывок из х/ф «Человек с бульвара Капуцинок»)

Публике был представлен фильм братьев Люмьер, создавших первый съемочно-проекционный аппарат «Синематограф».  Назывался он  «Прибытие поезда»

(Х/ф «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьюта» Братья Люмьер)
Братья Люмьер и их синематографический аппарат

Первые фильмы были немые, диалоги персонажей передавались в интертирах. Сюжеты были короткие, довольно банальные, чаще комичные. Кино считали аттракционом для увеселения публики. Но его история только начиналась, его ждало великое бедующее.

(х/ф «Политый поливальщик». Братья Люмьер)

В мае 1986г  «Поезд» Люмьеров прибывает в Россию. И в этом же году во время коронации Николая II прошла первая в нашей стране документальная  съемка.  Правда, на тот момент операторам выступил француз  Камилл Серф.

(д/ф «Коронация Николая II»  Камилл Серф.)

После этих событий в Росси появились свои операторы. Сначала они вели только документальные зарисовки. Лишь в 1908 году режиссер и предприниматель Александр Дранков поставил первый русский фильм с актерами под названием «Понизовая вольница» («Степан Разин»)

(х/ф «Понизовая вольница» А. Дранков)

А уже в 1913 год в России было снято  129 картин за год.  Снимали и мелодрамы, и детективы, и военно-приключенческие боевики,  и экранизации русской классики.

(Х/ф «Пиковая дама» Яков Протазанов. Экранизация поэмы А.С Пушкина)
(Х/ф «Отец  Сергий» Яков Протазанов.  Экранизация повести Л.Н Толстого)

Это была серебряная эпоха русского кино.  Тогда зажглись настоящие суперзвезды экрана – Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов и др.

Вера Холодная

27 августа 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинодела. Этот день стал днем российского кино впоследствии.

Но война и революция остановили эту замечательную эпоху.  После этих событий Россия изменилась. Изменилось и кино. И уже советские режиссеры в 20е годы начинают  экспериментировать.  Так рождается шедевр не только отечественного, но и мирового кино-  фильм Сергея  Эйзенштейна «Броненосец Потемкин».  В любой киношколе мира изучают данную киноленту, ведь в ней впервые появились такие приемы монтажа и режиссуры, которые стали основными.  И это несмотря на то, что он являлся пропагандой октябрьской революции и коммунизма.

(Интересный факт. С. Эйзенштейн вручную покрасил один из кадров своего фильма. В эпоху черно-белого кино красный флаг, развевающейся на ветру, поражал всех)

В 20е-30е году постепенно усиливается цезура во всех сферах искусства СССР. Это касалось  и кино. Популярными становятся так называемые кино-агитки. Их главной целью было прославление  революции.

(Афиша х/ф  «Ленин в октябре»)

В Америке, тем временем, выходит фильм  «Певец  Джаза».  Во время сеанса неожиданно для зрителей главный  герой с экрана произнес: «Мама я люблю тебя». Так, прежде немое кино, издало первый звук.

В СССР в 1930 мастер неигрового  кино Дзига Вертов снимает  первый документальный звуковой фильм «Симфония Донбасса». А в художественном кино первым становится «Путевка в жизнь».

Афиша х/ф путевка в жизнь.

Поначалу звук дается тяжело в техническом и художественном плане.  Но вскоре на экран выходят первые музыкальные комедии  Григория Александрова «Волга- волга» и «Веселые ребята», где герои не только говорят, но и поют.

(Кадр из х/ф «Веселые ребята» Г. Александрова)

Кстати, в картинах этого режиссера снималась известная актриса Любовь Орлова, которая была его женой.

(Любовь Орлова)

Но нашу страну настигает новое испытание- Великая отечественная война.  Конечно, кино снимать в такое время было сложно, да и некогда.  Но его снимали. Снимали, чтобы поднять патриотический  дух солдат и гражданских. Выходили картины об исторических победах Росси, о текущих, и об еще не свершившихся.

После войны наступает самая продуктивная эпоха «оттепели», когда советская цензура ослабла во всех сферах искусства. Конечно, основной темой в кино еще остается война. И, пожалуй, все мы знаем, любим  и ценим советские фильмы о ВОВ. Это наша память на века о тех страшных событиях.  Наиболее заметной фигурой тех лет, бесспорно, стал Григорий Чухрай («Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо»).

А фильм «Летят журавли» был оценен не только у нас, но и за рубежом.  Это подлинный шедевр режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского, который заслуженно завоевал «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.

(Отрывок из х/ф «Летят журавли» М. Калатозова.)

Другой известный режиссер Сергей Бондарчук снимает целую киноэпопею «Вона и мир. Экранизировав, великого классика, он получил 1969г премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Сам Бондарчук сыграл роль Пьера Безухова.

(Отрывок из х/ф «Война и мир»)

Михаил  Ромм снимает документальную ленту о зарождение нацистского режима в Германии. Он сам пишет закадровый текст и сам его озвучивает. Режиссёр не просто дает историческую справку о событиях, он тонко высмеивает Гитлера его окружения.

В оттепель проявляют себя такие нестандартные  режиссёры, как Андрей Тарковский, сын известного поэта

Эта эпоха так же подарила зрителям удовольствие настоящего развлечения в комедиях Леонида Гайдая («Операция «Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»), Эльдара Рязанова («Берегись автомобиля!») и Георгия Данелия («Я шагаю по Москве»).

(Кадр из х/ф «Кавказская пленница» Л. Гайдая)

Пожалуй, это были самые добрые и веселые киноленты. Затем наступает эпоха «киноперестройки». Кино становится более свободным и суровым. Яркий представитель- фильм «Иди и смотри»(16+). Его можно назвать одним из самых страшных и натуралистичных фильмом о войне.

В 90е годы кино как искусство начинает страдать. Снимаю много, быстро, недорого и о преступниках.  

Тут стоит выделить всеми известного «Брата» с Сергеем Бодровым. В те годы почти каждый мальчишка был влюблен в этот фильм.

Таким образом, начав свое развитие еще в конце 19 века, российский кинематограф, подарил нам целую сокровищницу замечательных картин. Советуем вам в эту сокровищницу заглядывать чаще, и вы обязательно найдете для себя  что-нибудь интересное и полезное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *