«День красоты»

9 сентября в мире отмечается «День красоты». В его преддверии мы подготовили рассказ о красавицах нашего края — о донских казачках.

Образ казачки для нас, жителей Дона, знаком с детства. Все мы помним экранизации романа «Тихий Дон».

Все видели выступления казачьих ансамблей.

Но экранные и сценические образы навсегда соответствуют исторической реальности.

Те самые, привычные для нас, парочки на казачках 19-го века выглядели иначе.

А до их появления носили совсем другую одежду.
Она была очень разнообразна. Во- первых, казаки Дона, Кубани, Терека Урала и Сибири одевались по-разному.

Костюм кубанской казачки
Костюм уральской казачки

Во- вторых, одежда внутри одной казачьей области отличалась в зависимости от социального и семейного статуса.
Чтобы в этом разобраться, давайте остановимся на истории женского донского костюма.

Историки ведут споры о происхождение казачества на Дону. Многие говорят о влиянии татар на этнос и культуру казаков. Это можно отследить в их одежде, которая была уникальна, и отличалась от остального населения нашей страны.
Казаки делились на Верхнедонских и нижнедонских.
Верхний дон.
Казачки верхнего Дона носили одежду, похожую на южнорусскую. Это были понёвы, сарафаны, рубахи. Понева- распашная спереди поясная одежду из полосатой шерстяной ткани, вроде юбки.

В южнорусских регионах понева чаще всего имела горизонтальное расположение полос, а у казачек они были вертикальные.

При этом в одежде казачек прослеживается влияние тюркской культуры. Они носили шаровары, которые видны были из под понев или кубелька (о котором расскажем ниже).

Были еще восточными туфлями с загнутыми носами. Их носили преимущественно богатые казачки.

В начале 19 века популярными становятся сукман и сарафаны с высоким цельным нагрудником.

Сукман- туника с короткими узкими рукавами. Он имел спереди короткий прямой разрез на медных пуговицах. Вдоль подола сукман украшали широкой шелковой лентой, обычно красной или синей. Подпоясывался сукман широким плетеным шерстяным кушаком, обычно красного или синего цвета. Девушки же до замужества ходили в одних длинных рубахах.

Так же важной частью одежды были фартуки: завсека и запон.

Одной из интересных деталей костюма была рогатая кичка. Их носили замужние женщины. Помимо кички с малыми рожками, верховые казачки носили кички с плоским верхом невысоким околышем высотой с вершок, в отличае от рогатой, она была праздничной.

Верхний Дон:
Кубелек — традиционное распашное платье казачек Нижнего Дона. Первоначально кубелек представлял собой кафтан длиной немного ниже колен с короткими до локтей рукавами, из-под которых выпускались широкие рукава рубахи, которые создавали эффект крыльев бабочки. Впоследствии кубелек удлинялся и к 19 веку же походил больше на длинное платье.

Отдельное внимание стоит уделить и поясам, которые кроме прямого назначения, имели и декоративную функцию.

Незамужние девицы обязательно заплетали волосы в одну косу и надевали платок таркич или праздничную шапочку челоуч (челоух). Из-под головного убора девицы всегда была видна коса- символ девичьего положения.

После замужества женщина делала прическу из двух кос, которые укладывались на голове и полностью были скрыты под головным убором- повойником. Это высокий (около 30 см) головной убор в виде шапочки, сужающейся к верху.

Зимой носили шапки с меховым околышем и парчевым или бархатным верхом квадратной формы.

Подобные головные уборы были достаточно тяжелыми и дорогими, поэтому к 19 веку уже вышли из употребления (кроме таркича и зимней шапки) и сменились колпаками.

На ногах казачки кожаные чулки без жесткой подошвы, называемые «ичитки» (ичики или ичиги)

Интересным явлением была зануздака. Она » была непременно иного, по сравнению с шалью, цвета, красная на белой и наоборот». Концы шали уже поверх надетой «зануздалки» обертывались, прикрывая нижнюю часть лица и рот, вокруг шеи и повязывались спереди узлом»- пишет в своем этнографическом очерке по одежде донских казаков Н.Ф. Яковлев. 

Зануздалка не служила для того чтобы скрывать лицо, подобно тому, как это делают мусульманские женщины. Ею спасали лицо от жарких солнечных лучей, когда работали в поле. Тогда женщины не стремились к загару, бледность была в моде.

Обязательным дополнением к женскому костюму был небольшой носовой платочек, который на Дону называли «утиркой». Утирку шили из белого тонкого полотна, по краям украшали кружевом, вышивкой. Помимо практического платок имел декоративное значение — его использовали в танце, в обрядовых ритуалах, показывали мастерство рукодельницы.

К концу 19 века, подражая городской моде, казачки начали носить парочки.
Замужние женщины носили приталенные кофты (кираса). А девушки свободные — матимэ.

В конце XIX-начале XX века в обиходе казачек появляется шлычка, которая закрывала лишь пучок волос из двух кос, собранный на затылке.

В качестве праздничных головных уборов женщины всех возрастов носили кружевные изделия коклюшечного плетения: шарфы, шали, файшонки.

Что носили девочки?
На рубеже XIX-XX веков широкое распространение получили платьица. Свободного покроя, часто на кокетке, длинной до середины икры или в пол. К юбкам на детских платьицах нередко пришивались воланы, манжеты и горловина украшались кружевом или тесьмой, лифы декорировались отсторчкой. Для пошива детской одежды использовались ткани светлых тонов, а так же с цветочным принтом или в горох. Декоративные элементы на платьицах (кружево, тесьма) часто были контрастных цветов, что придавало одежде еще большую нарядность и щегольство.

Таким образом, одежда казачек очень интересна и разнообразна, но в наше время об этом мало. Нам же, нужно знать историю нашего края. Традиционная одежда- это неотъемлемая часть этой истории. Чтобы лучше в ней разбираться, предлагаем вам закрепить знания и пройти нашу викторину.